«Телевидение радио», 20 февраля 2007 год

АННА ТЕРЕХОВА. «Танцующая любовь»

Актриса московского театра Луны Анна Терехова, несмотря на то, что плотно занята в родном театре, любит играть в антрепризных проектах. Одна из новых постановок, в которой она принимает участие - постановка Санкт-Петербургского Театрального центра на Коломенской «Ванна из лепестков роз». Это спектакль о любви, страсти и танцах. Кому как не этой актрисе играть роль главной героини, ведь всё это так органично для неё самой!

- Анна, как вы очутились в Петербургском Театральном центре на Коломенской?
- Продюсер центра Ирина Белякова увидела меня в спектакле «Мужчины на час» и пригласила на роль в спектакле «Ванна из лепестков роз».
- Чем вам интересны антрепризные проекты, ведь вы много работаете в Театре Луны?
- Мне нравится в них участвовать, потому что есть возможность играть роли, которые я никогда бы не получила. Например, характерные, комедийные. В нашем театре другое направление. Хотя, к счастью, оно тоже связано с танцами, пластикой, вокалом. Есть устоявшиеся старые спектакли, есть и новые, например, танцевальный «Ноты Нины Рота». Что касается постановки «Ванна из лепестков роз», меня привлекло то, что это спектакль о одном из самых моих любимых танцев – фламенко. У нас сложился очень хороший коллектив, замечательные партнеры.
- Тяжело вводиться в уже готовый спектакль или, наоборот, это проще?
- Конечно, мне не очень повезло, что я не имела возможности долго репетировать. С Андреем Альбертовичем Житинкиным репетировала вообще всего один день. Но, надеюсь, что я достаточно профессиональна, чтобы понять, что хотел режиссер. Кстати, не очень люблю репетировать (улыбается), мне больше нравится играть. Не секрет, что первые спектакли очень отличаются не в лучшую сторону. Примерно после десятой постановки актер начинает жить в роли, летать в ней. К тому же я смогла посмотреть уже готовый спектакль, и появилось свое видение. К примеру, мне хотелось бы, чтобы моя героиня в этом спектакле больше танцевала, потому что я это очень люблю и умею. Тем более, что роль профессиональной танцовщицы это предполагает. Надеюсь, что в будущем танцы добавятся.
- В «Ванне из лепестков роз» вы танцуете фламенко. Это впервые в вашей творческой биографии?
- Нет. Этот танец я люблю очень давно. Моя мама в свое время поставила спектакль в Театре им. Моссовета по пьесе Гарсиа Лорки «Когда пройдет пять лет», в котором мы танцевали фламенко. Так же, как в танго, в этом танце большие внутренние эмоции. Меня вообще это привлекает в испанских танцах, хотя они очень сложные.
- После работы с Аллой Сигаловой, наверное, не было особых трудностей?
- Фламенко – совершенно особый танец. Но, действительно, пять лет работы в труппе Аллы Сигаловой стали очень хорошей школой и базой на всю дальнейшую творческую жизнь. Всё, что делает Алла с ее «вагановской» школой, мастерством, необыкновенным талантом, потрясающе. Я вспоминаю ее спектакли и понимаю, что она во многом опережала время.
Но мне еще помогает то, что в детстве я много занималась спортом: гимнастикой, плаванием, конным спортом… Моя бабушка была танцовщицей и, наверное, гены сыграли свою роль. Она и дома мне все время что-то показывала, танцевала, рассказывала.

Я не могу стучать кулаком по столу…

- «Ванна из лепестков роз» - спектакль о всепоглощающей страсти. Страсть, на ваш взгляд, разрушает?
- Конечно. Вообще я думаю, что все, что рождается в страсти, в сильном порыве, - как большой костер, который быстро разгорается, но и быстро тухнет. Я это знаю по собственному опыту. И надо быть очень мудрым, терпимым, чтобы не разрушить то, что создано в порыве страсти. Это очень дорогого стоит, и не каждый сможет это выдержать. Тем более в наше время, когда все куда-то спешат, когда хочется новых эмоциональных впечатлений. А сохранить то, что рядом, порой очень сложно. Так что лучше, когда отношения развиваются не так бурно, а постепенно. Может, тогда огонь будет гореть дольше. Как раз моя героиня Ольга сумела сохранить отношения. Она поняла, что рядом с ней любимый человек, которого она способна и готова любить и прощать, несмотря ни на что. Она мудрая женщина.
- Вы как-то сказали, что раньше тратились на людей больше. А потом поняли, что надо себя щадить.
- У меня характер такой. Я влюблялась, именно вспыхивала. Мне казалось, что если я люблю человека, то должна ему все отдать, всю себя, должна быть идеальной женой, женщиной. И ставила на первое место его, а не себя. Да и сейчас мне кажется, что я должна все сделать для любимого человека. Но, к сожалению, мужчины, как правило, ценят это лишь первое время, а потом садятся на шею и «болтают ножками». Может быть, надо быть более стервозной, включать какие-то, может, даже не свойственные тебе качества. В последнее время мне часто говорят: «Дай звезду! Скажи: будет так и все!» Но это не мое. Я могу что-то попросить, но стучать кулаком по столу - нет, я так не могу.
- Может быть, вы еще потому так бережно относитесь к мужчинам, что у вас довольно рано родился сын. Ведь некоторые женщины после рождения сына по-другому относятся к мужчинам…
- Кстати, наверное, вы правы. Мне мама всегда говорила: «Мужчины как дети. Их надо понимать, как мы понимаем детей».
- Были в вашей жизни страдания, которые «парализовывали»?
- Нет. Потому что я рано родила ребенка. И вся моя жизнь, все мои поступки связаны с ним. Меня иногда спрашивают: «Бывают ли у вас депрессии?». Никогда! Я понимаю, что если у меня будет депрессия, пострадаю не только я, но и мои близкие. У меня может быть плохое настроение, я могу грустить, но это длится недолго. Я все равно нахожу в себе силы, чтобы взять себя в руки и заставляю себя что-то делать. Надеюсь, что и дальше так будет. Средств для этого много, хотя, конечно, стоит чему-то случиться, и все: человек расслабляется, начинает себя жалеть. А все негативные эмоции сильнее, чем положительные. Они сразу тебя захватывают, и из них очень трудно вырваться. В подобных ситуациях очень важно, чтобы рядом был человек, который мог бы помочь, который бы не отвернулся от тебя.
- Вы можете сказать, что мама – ваш лучший друг? Когда вам плохо, идете к ней или вы ее оберегаете?
- Она хороший друг, но я ее оберегаю. Я точно знаю, о чем буду с мамой говорить, а что не скажу никогда. К тому же знаю, что могу с ней посоветоваться, но все равно решение приму сама. Она очень эмоциональный человек...
- Вы менее эмоциональна?
- Да. И я очень благодарна своей профессии за то, что могу на сцене испытать сильные чувства. В жизни мне более комфортно находиться в спокойном состоянии: не люблю кричать, выяснять отношения. Хотя по гороскопу я огненный знак «Лев», но, видимо, какой-то спокойный «лев» (смеется). Все львиное оставляю на сцене.

Мама всегда говорила: «Мужчины как дети. Их надо понимать, как детей».

- Как вам с мамой работалось на съемках «Чайки»?
- Огромное удовольствие получила. Я, конечно, очень волновалась, что наши личные отношения выйдут на первый план, и будет трудно. Мало того, что она прекрасная актриса, она ведь еще и моя мама. Поэтому боялась, что вдруг обижусь на нее как на близкого человека. Ведь невозможно абстрагироваться абсолютно. Но я ей очень благодарна за то, что она создала отличную атмосферу на площадке. Поскольку мама сама актриса, она прекрасно понимает актеров. Мы очень много репетировали перед съемками, параллельно учили текст, и вся атмосфера репетиций перенеслась на площадку. Мы все были подготовлены. Не было такого: только прочитаешь текст - и сразу снимать. На игре актеров это очень хорошо отразилось. У мамы огромный положительный опыт работы с великими режиссерами. Как сама признавалась, она давно чувствовала в себе режиссерский потенциал, и, наконец, воплотила его в жизнь.
- Она строгий критик?
- Не то, чтобы строгая. Она честная. Она всегда скажет. Но ни в коем случае не будет ругать, унижать, говорить: «Ты ничего не умеешь!». Мама меня очень хорошо знает, понимает и считает своим долгом мне помочь, если что-то не получается.
- Чему самому главному научила вас мама?
- Правильно подходить к роли. Если это какая-то историческая роль, то она мне давала читать книги, связанные с тем временем. Наверное, какую-то пластику я от нее переняла. Хотя мы с ней абсолютно разные. Огромное удовольствие смотреть, как она работает на сцене, в кино, благо ее фильмы часто показывают.
- А есть любимые?
- Еще с детства люблю «Собаку на сене». «Зеркало» - потрясающий фильм. Сколько бы ни смотрела, все время что-то новое находишь, смотришь новыми глазами. Нравится эстонский фильм «Только для сумасшедших, или сестра милосердия». Его, к сожалению, не все видели, но у мамы там очень хорошая роль.
- Вы, наверное, избалованы мамиными ролями…
- Да. Я считаю, что не могу порочить нашу фамилию. Конечно, сейчас другое время. Тогда снимали фильмы, которые мы смотрим до сих пор. Классика! Сейчас продюсерское кино. Попадаются хорошие фильмы, но в основном «чес», сериалы. Понятно, что многим зрителям это интересно. И я могу это сыграть, заработаю деньги, но для профессии ничего не приобрету, может, с партнерами посмеемся: «Вот до чего мы дошли!»…
- Снимаетесь ли вы сейчас в каком-нибудь фильме?
- После «Чайки» снялась у Светланы Сергеевны Дружининой в фильме из серии «Тайны дворцовых переворотов» - «Виват, Анна Иоанновна». Как во всех фильмах этого режиссера, там замечательный актерский состав: Инна Михайловна Чурикова, Владимир Коренев, Саша Лазарев-младший. Пока других съемок нет. Я, честно признаюсь, не на все соглашаюсь, тем более если это сериалы.
- А мама не собирается снимать второй фильм?
- У мамы есть задумка, кстати, связанная с Питером. Не буду пока говорить, что это. Сценарий, наверное, она будет писать сама.
- Чем занимается ваш сын?
- Мише 18 лет. Он учится в Институте психологии. Это не значит, что он будет психологом, но это точно поможет ему в жизни.
- Не хотели бы, чтобы Миша продолжил вашу династию?
- У него, конечно, есть гены и способности. Но я считаю, что он сделал правильный выбор.
- Каким бы вы хотели видеть вашего сына?
- Мне бы хотелось, чтобы он, прежде всего, был настоящим мужчиной, - умел любить женщину, обязательно любил бы детей, чтобы он был благородным, умным, обязательно щедрым, сильным. В современном мире столько соблазнов, когда можно любым путем зарабатывать деньги, хитрить, - непросто оставаться достойным человеком и устоять перед всеми соблазнами.

- Вы согласны с тем, что актерская профессия женская?
- Конечно, в ней много женского. И не всем актерам дано оставаться настоящими мужчинами.
- Что самое главное для вас в партнере?
- Человек должен тебя видеть, слышать. Есть такие актеры, которые могут играть «сами с собой». Мне, слава Богу, есть с кем играть, я вижу глаза партнера. Очень люблю актеров, которые прекрасно ориентируются в материале и могут импровизировать. И тогда начинаешь «летать» и понимаешь, что тебя текст не держит.
- А какой должен быть мужчина рядом с вами?
- Я в принципе, достаточно слабая женщина, но кажусь сильной, независимой, которая все может сама. Естественно, у меня есть стержень, я умею работать и правильно направлять себя в нужное русло. Но это вовсе не значит, что я не нуждаюсь в том, чтобы рядом был мужчина. Очень хочется быть слабой, положить голову на надежное плечо, чтобы меня пожалели, помогли.
- Хотите второго ребенка?
- Очень хочу. Но когда я рожала Мишу, то ни о чем не задумывалась, жила сегодняшним днем. Меня не пугало, что надо было учиться, я могла взять его с собой, все казалось легко и просто. Сейчас уже по-другому думаешь, все взвешиваешь, и накатывается гора из всяких «но». Но, может быть, не в этом причина, может быть, внутренне еще не совсем готова.
- Что вас радует?
- Вообще очень люблю радоваться жизни. Очень приятно, когда сын чем-то делится со мной, приходит и рассказывает сам, без всяких расспросов. Радуют красивые цветы, деревья, обожаю море, хорошие книги, фильмы. Нравится общаться с друзьями, очень ценю людей с чувством юмора. Иногда хожу на дискотеки с подругами. Так смешно, когда подходят молодые люди, знакомятся, я про себя думаю: «Знали бы вы, что у меня сын вашего возраста!».

Беседовала Татьяна Болотовская

Досье:
Анна Савовна Терехова, актриса Театра Луны.
Родилась 13 августа в Москве.
Закончила ГИТИС.
Работала в «Независимой труппе» Аллы Сигаловой.
Спектакли: «Ночь нежна», «Таис сияющая», «Ричард III», «Король умирает», «Рококо», «Ноты Нины Рота» и др.
Антрепризные спектакли: «Койка», «Сны идиотки», «Плохая семейка», «Дело N», «Мужчины на час», «Ванна из лепестков роз» и др.
Фильмы: «Девочка, где ты живешь?», «Русский регтайм», «Все то, о чем мы так долго мечтали», «Маленькая принцесса», «Удар Лотоса-3: Загадка Сфинкса», «Кавалеры морской звезды», «Надежда уходит последней», «Чайка» и др.
Удостоена также Приза зрительских симпатий за фильм Рудольфа Фрунтова «Все то, о чем мы так долго мечтали».