«Телевидение Радио», 13 декабря 2005 года

АЛЕКСАНДР БЛОК: «Я ПРИВЫК, ЧТО ТЕАТР – ЭТО ДОМ»

Природа щедро одарила Александра Блока мужественной красотой и статью, заразительным сценическим темпераментом, обаянием, редкими вокальными данными. Именно эти качества молодого артиста, служившего в труппе Ленинградского ТЮЗа, привлекли в свое время внимание главного режиссера Театра им. Ленсовета Игоря Петровича Владимирова.
Александр с радостью вошел в труппу «поющего» театра, где его драматический и музыкальный дар был наиболее востребован.
На этой сцене он трудится и по сей день.
Им сыгран не один десяток самых разнообразных ролей. Сегодня его репертуар по-прежнему глубок и жанрово-разносторонен.
Кроме того, в последнее время в его жизнь вошел Театральный Центр на Коломенской, в создании которого он принимал непосредственное участие и где он с успехом играет главную роль в спектакле «Пижама для шестерых».

- Как в вашей жизни появился Театральный центр на Коломенской?
- Есть такой петербургский салон Ларисы Дмитриевой. Там около 15 лет собирались люди самых разных профессий, мы устраивали праздники, фестивали, загородные поездки. Мы стали родными друг другу. В последние годы, проработав в разных театрах, с разными режиссерами, мне казалось, что из театра уходит театр, мне хотелось другого процесса. Я привык, что театр – это дом, семья. Я не хотел с этим расставаться. А в жизни все было не так в последнее время. И у меня появилась мечта: свой театр. Я думал, был бы у меня миллион долларов, я бы половину отдал детским домам, а на половину создал бы свой театр.
Однажды мы в очередной раз разговорились о том, кто чего хочет, о чем мечтает. И я сказал, что мечтаю о своем театре. И вдруг женщина, которая в последствии стала продюсером нашего Театрального центра, говорит: «А кто мешает? Давай сделаем!». Так что в начале было слово. Мы год искали помещение. Нашли здание на Коломенской, 43. Мы очень торопились. Хотелось быстро что-то начать. В результате выбрали два проекта: «Влюбленный Мопассан» и «Пижама для шестерых». Нам многие не верили. Думали, что это блеф.
Я уверен, что этот центр будет жить и процветать, и недаром он называется не театр на Коломенской, а театральный центр на Коломенской. Потому что задача будет шире, чем просто спектакли. Там будет актерский клуб, встречи с актерами. Нужно время, чтобы его построить. Но творчество идет. С нами хотят работать лучшие питерские и московские режиссеры.
- Для тех, кто еще не видел спектакль «Пижама для шестерых», про что он?
- Поскольку этот спектакль ставил Семен Яковлевич Спивак, а он человек многослойный, он не может ставить про что-то одно. Это так называемые человеческие игры. У нас есть в этом спектакле фраза, на мой взгляд, ключевая: «Игры, игры. Они просто играют». Один из героев спрашивает в финале: «Они будут еще играть в эту игру?» На что героиня ему отвечает: «Они играют в нее всю жизнь, и никак не могут остановиться». Потому что самое сильное в жизни – это инерция отношения. Невозможно сказать: «Я тебя не люблю. Пока», если у тебя с этим человеком есть отношения. Все понимают, что они будут играть в эту игру. И сложно остановиться. Спектакль о любви, о дружбе, о вранье. О том, что вранье порождает вранье. И ты становишься рабом однажды сказанной лжи. Ты хочешь выйти, но у тебя не получается. Чтобы выйти, надо что-то отрезать, а тебе жалко этого человека. И поступая как бы благородно, ты начинаешь врать. Ты просто становишься рабом определенной ситуации, в которой живешь.
- Что самое главное в отношениях между мужчиной и женщиной?
- Только любовь. Без любви никак.
- А что вам принес этот спектакль?
- Работа со Спиваком – это особое наслаждение. Мне этот спектакль доставлял большее удовольствие в процессе рождения, в поиске путей игры. Спивак мне предлагал разные варианты. Это было так интересно! Мы с ним давно знакомы, вместе учились, прошли колхоз и картошку, потом часто встречались, но мы никогда не работали вместе. И когда стали работать - вот это был настоящий кайф!
- Вы ведь по-прежнему работаете в театре Ленсовета?
- Да, я занят в нескольких спектаклях, но сейчас все мои мысли в центре на Коломенской.
- А как обстоят дела с кинематографом?
- На сегодняшний день я утвержден на четыре картины. Надо все это как-то разрулить. Вообще артист умирает без работы. Лучше уставать от работы, чем изнывать от безделья. Вышла картина Хвана, где я играю главного следователя прокуратуры по особо важным делам, до этого был фильм про войну в Чечне «Честь имею», где я сыграл командира роты. В сериале «Бандитский Петербург» я - правая рука Антибиотика. Был самым главным бандитом Петербурга. А скоро начнутся съемки в картине, где я буду играть Федора Ивановича Шаляпина.
- Петь будете?
- Ну, как Шаляпин не спою.
- Вы же хорошо поете. Почему не часто выступаете с концертами?
- Честно говоря, не люблю концерты. Я люблю петь для друзей, в компании. - А что поете?
- В основном бардовский репертуар. Если посчитать, знаю около 2000 песен.
- А сами не сочиняете?
- Пробовал как-то, но у меня в основном блатные песни получаются. Очень любил сочинять для капустников, - стишки смешные, песни.
- Вы в одном интервью сказали, что Корогодский сформировал вас как актера, а папа как личность…
- Да. Мой отец грандиозный человек, уникальная личность. Он инженер-строитель. Дослужился до замдиректора комбината Крымского промышленного строительства. По сути, он – главный по строительству Крыма – все базы отдыха, дома отдыха, строительства в Крыму, плотины, даже первые троллейбусные трассы Симферополь – Алушта – все было в его ведении. Он – фанат своего дела.
У папы были немецкие корни. Дома был заведен немецкий порядок: все четко, строго. «Надо. Надо. Надо». Меня били, строили. У меня детство было не «ах». К отцу в комнату надо было входить как в кабинет. Я это ненавидел. Потом, конечно, понял, что он этой немецкой дисциплиной многое мне дал. Но тогда я хотел вырваться из этого родительского иго. Мне хотелось самому все решать, самому все делать, не как надо, а как хочу.
Родители хотели, чтобы я пошел по стопам отца. Но я говорил, что дом, который я построю, рухнет, потому что я не люблю это. Я говорил, что поеду в Ленинград поступать в театральный. В результате поссорился с родителями, потому что уехал помимо их воли. Еще к тому же рано женился без их ведома.
- И как вам жилось первые годы в Ленинграде?
- Благодаря крымской закалке, ведь я в Крыму занимался спортом, подводной охотой, я приехал в Ленинград таким здоровым, очень заводной был, драчливый. Потом как-то потихонечку остепенился… Но я выжил. Я работал дворником, вагоны разгружал, почту разносил, убирал музыкальное училище, актовый зал мыл, коридоры. Ночами работал. Мне дали маленькую комнату в полуподвале с крысами. Когда родилась дочка, я боялся, что ее крысы съедят. Я прошел «горьковское дно» - с бомжами, с придурками, с глухонемыми, с голодом, холодом, но настолько хотел состояться, что ко мне ничего не прилипало. Я перенес два воспаления легких, не было теплой одежды. Что я ел, даже нельзя говорить. Я брал кусок хлеба, на него мазал комбижир, посыпал перцем, сверху кусок лука - так вот это было пирожное…
- Сколько лет вы жили «на дне»?
- С 73 по 79 год.
- А родители не знали, как вы живете?
- Нет. Я был очень упрямый. Когда звонил домой, говорил, что у меня все в порядке. Как-то отец приехал в командировку и хотел остановиться у меня, а я сказал, что жить негде. У нас в ТЮЗе была завтруппой Галина Георгиевна Мурашова, она знала, как я жил. И она ему рассказала, как я жил все эти годы. И отец заплакал. Батя плачет! И после этого мы с ним впервые стали друзьями. Он дал денег. Он не знал, с чего начать – то ли накормить, то ли одеть…
- Как вы воспитываете свою дочь?
- У меня две дочери. Старшая занимается восточными языками, транспортными перевозками. Моей второй дочери 8 лет. Когда я рос, мне говорили: «Нет. Нельзя.». Со своей младшей дочерью я ставлю эксперимент. Я говорю: «Да. Можно». Я разговариваю с ней как со взрослым человеком. Она с характером, но с ней можно договориться. С детства воспитываю в ней стопроцентное самообслуживание. Она любит готовить сама салаты, коктейли. Я научил ее нырять, плавать. Она очень любит играть в пацанские игры: то ей сделай щит, то ей сделай меч. Мне самому интересно с ней играть. Я рано научил ее водить автомобиль.. Она хорошо себя ведет в компании со взрослыми – не скулит, не ноет. Я понимаю, что она будет брать нож, значит, моя задача научить. Хочешь спички? – На. Если бы я запрещал, ей было бы интересно. Пока криминальных проблем нет. Хочешь разбить – на, разбей. Все равно мы должны разбить что-то, и сами грохнуться, получить шрамы. Не уберечься от всех ушибов, ударов. Все можно, только надо показать, как…
- Часто ездите к себе на родину, в Крым?
- Я практически каждый год езжу в Крым. Я занимаюсь подводной охотой. У меня есть снасти, маски, ласты, оружие разное. Я собираю мидии, делаю из мидий плов, фаршированные мидии. Я умею руками ловить креветок. Их очень трудно поймать, а я с детских лет это умел. Поэтому всем показываю, как их ловить: сначала их надо разглядеть, потом убаюкать руками, а потом раз – и поймал…
- Вы любите своего тезку – поэта Александра Блока?
- Люблю. Кстати, он мечтал быть артистом, а я не пишу стихов. Так что мы с ним квиты.

Беседовала Татьяна Болотовская

Театральный Центр на Коломенской представляет:
20 декабря 2005 года на сцене Театра им. В.Ф.Комиссаржевской
спектакль «Пижама для шестерых» с участием Александра Блока.
Начало в 19 часов.

Досье:
Александр Блок родился 13 июня 1955 года в Крыму.
В 1979 году закончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (курс Народного артиста России, профессора З.Я. Корогодского.
Несколько сезонов работал в Ленинградском ТЮЗе им. А.А. Брянцева.
С 1985 г. – артист Театра им. Ленсовета,
В 2003 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист России».

Наиболее известные работы в театре им. Ленсовета:
«Левша» (Левша), «Трубадур и его друзья» (Трубадур), «Снежная королева» (Атаманша), «Коварство и любовь» (Гофмаршал), «Подсвечник» (Клаварош), «Самодуры» (граф Риккардо), «Любовь до гроба» (Марио), «Трамвай «Желание» (Стэнли Ковальский), «Мнимый больной» (Тома Диафуарус), «Ваша сестра и пленница» (Джеймс Босуэл), «Владимирская площадь» (Маслобоев).

В Театральном центре на Коломенской:
«Пижама для шестерых» (Бернар)
Наиболее известные работы в кино – «Прекрасная Елена» (Парис), «Коррупция» (Денис), «Хмель» (Лопарев), «Сны о России» (Платон Зубов), «Русская невеста» (Андрей)), «Роман с императором» (Дмитрий Каракозов), «Плоды просвещения» (Степан), «Эмма Бовари» (Леон).

Снимался в популярных телесериалах: «Бандитский Петербург», «Убойная сила», «Агентство НЛС», «Налог на убийство», «Женская логика».