«Телевидение Радио», весна 2006 г.

Анна Самохина «Держи меня крепче, люби»

- После того, как вы стали работать в Театральном Центре на Коломенской, у вас что-нибудь изменилось?
- Мы много играем в Петербурге и с большим успехом, при полных залах. Естественно, на наши спектакли приходят режиссеры, актеры. Поэтому появилось много предложений работы в других спектаклях. Я не ожидала, что работа в театре будет приносить мне такое удовольствие. Мне нравится, что в Театральном Центре на Коломенской договорная система, это дает свободу. И театр потихоньку становится моей страстью.
Мне нравится, что спектакль «Держи меня крепче, люби…» (зрители могут помнить его по прежнему названию «Влюбленный Мопассан») о любви.
- На ваш взгляд, может ли женщина говорить мужчине «держи меня крепче, люби»?
- Не только может, но и должна.
- В этом спектакле вы играете вместе с вашей дочкой. Это первый опыт совместной работы?
- Нет. Когда ей было 5-6 лет, мы с ней снимались в шведском фильме. Помню, что очень долго выбивала из нее слезы в кадре. Это был первый опыт. Потом мы с ней играли в спектакле «Мастер и Маргарита», она играла Геллу, я – Маргариту. И сейчас у нас третья сценическая работа. Но как-то так получается, что мы с ней не пересекаемся на сцене.
- Она с вами советуется?
- Конечно. И по житейским вопросам, и по профессиональным.
- Что, на ваш взгляд, должны делать мамы, чтобы взрослые дочки были их подругами?
- Я Саше никогда ничего не запрещала. Я могу ей посоветовать, а дальше она сама принимает решение. Если с детства подавлять ребенка, это ничего, кроме страха у него не вызовет. Почему девочке порой проще рассказать что-нибудь своей подружке, чем маме? Потому что подруги она не боится, а от родителей ждет наказания. А у нас в семье этого никогда не было. Поэтому Саша со мной откровенна. И я с ней могу поделиться всем, чем угодно, и она мне дает советы, к которым я прислушиваюсь.
- Когда вы росли, у вас в семье была такая же атмосфера?
- В общем-то да. Хотя, мы жили во время, когда в стране «не было секса», и какие-то темы были запретные. Я рано потеряла родителей, не знаю, что было бы дальше… О чем-то я сама не хотела рассказывать маме, чтобы не огорчать ее, поскольку она была болезненным человеком…
- Почему в последнее время вы редко снимаетесь?
- Задана определенная планка и не хочется опускаться. Если бы мне было лет двадцать, я бы ни от чего не отказывалась, играла во всем подряд, но…
- Не скучаете по съемочной площадке?
- Нет. Съемочный процесс очень тяжелый, многочасовой, и если раньше хоть какой-то КЗОТ соблюдался, то теперь никакого. Это тяжкий труд.
- Какую роль хотели бы сыграть в кино?
- Я бы с удовольствием сыграла в сериале типа «Секс в большом городе», «Бальзаковский возраст»... Все актеры, и я не исключение, думаю, хотят сыграть в мистическом фильме, в триллерах. Не знаю, может, сейчас не мое время. Сейчас снимаются либо молодежные сериалы, либо фильмы о войне. Нужно быть или моложе, или старше, а я девушка с бабушкой напополам. Хоть я и не ощущаю свой возраст.
- А секреты есть? Некоторые и в двадцать лет чувствуют себя бабушкой…
- Работать. А какие еще могут быть секреты? Если человек сидит дома, без движения, без работы, он начинает погружаться в собственные ненужные, зачастую, мысли, проблемы. Поэтому работа, и главное, любимая работа - это самое основное, что позволяет быть в форме.
- Ваши два ребенка, я имею в виду, рестораны, появились в период отсутствия работы?
- Да, в период колоссального кризиса – 93-95 годы. Тогда театры, как и киностудии, стояли полупустые. Замерла целая индустрия! Мне было 30 лет. Десять лет ушло на строительство ресторанов, но ни малейшего сожаления у меня нет. Я вообще никогда ни о чем не жалею. Даже если происходит что-то негативное в жизни, потом оказывается, что это было тебе на пользу. Вот тогда, благодаря этому кризису, я как человек увлекающийся, загорелась новым хорошим делом. В нашей ненадежной актерской профессии обязательно должны быть тылы, должно быть какое-то дело…
- А депрессии не было?
- Конечно, была. Конечно, у меня как у любого нормального человека, бывают депрессии. Вы же болеете гриппом, простудой, так почему же ваша душа не должна страдать, мучиться и болеть, как и ваше тело? Есть же выражение: «Болит душа». А это и есть состояние депрессии, когда душе больно, когда она ищет какой-то выход из затруднительного положения, ситуации, но человек на то и человек, чтобы с этим справляться.
- Вам свойственны порывы?
- По гороскопу я козерог – земной знак, так что в облаках я не летаю. Но огненные порывы бывают у любого нормального человека. Жить без порывов – неинтересно.
- Как вам кажется, почему многие боятся страстей?
- Потому что обжигались. Не секрет, что у нас два брака из трех распадаются. И после любовного порыва происходит ряд неприятных процедур, связанных с разводом, разделом имущества и т.д. Вот люди и боятся.
- А вы не боитесь начинать сначала?
- Нет, никогда не боялась. «Я в сотый раз опять начну сначала, пока не меркнет свет, пока горит свеча»…
- Сейчас вы живете в гражданском браке. Не хотите свадьбу, платье белое?..
- Какое белое платье? По-моему, в моем возрасте это уже смешно. Может, другая женщина с удовольствием пять или шесть раз будет одевать белое платье, фату, но мне это не нужно. Зачем?
- А дочка пока замуж не собирается?
- Нет. Сейчас, по-моему, молодежь не стремится к созданию ячеек общества. Мы стали жить как на западе. Важно сначала выучиться, сделать карьеру. Может, это и правильно, что все заняты самореализацией. Наверное, это еще и потому, что женщины боятся полагаться на мужчин, хотят рассчитывать только на себя.
- А мужчины в свою очередь боятся сильных женщин. Вы с этим сталкивались?
- Насколько показывает жизнь, наверное, да. В большинстве своем мужчины не до конца осознают, с кем они имеют дело, не до конца понимают, насколько женщины заняты, сколько времени занимает работа.
- Были ли у вас в последнее время яркие культурные впечатления?
- Я видела много хороших спектаклей, но чтобы совсем испытать шок, такого не было, хотя очень хочется. Я давно хочу посмотреть такую трагедию, чтобы облиться слезами, и чтобы на утро проснуться и переживания не оставляли бы, чтобы думать об увиденном. А из современных фильмов тоже как-то ничего не потрясает. Люблю старые фильмы. Я вижу некомпетентность режиссеров, которые снимают фильмы о войне. Я много общаюсь с людьми, которые прошли через войну, и, конечно, эти фильмы - детские игрушки по сравнению с тем, что происходит на самом деле. Хотя очень понравился «Штрафбат» с Алексеем Серебряковым в главной роли.
- А фильмы со своим участием пересматриваете?
- Очень редко. Больше всего люблю «Китайский сервиз» Виталия Москаленко. Вот его я могу смотреть бесконечно, потому что каждый раз нахожу там что-то новое в игре актеров, там блестящий актерский ансамбль. «Царскую охоту» с Колей Еременко грустно смотреть, потому что он так рано ушел. И я не смотрю, чтобы не расстраиваться.
- А «Воры в законе»?
- Ну, сколько же можно его смотреть? Он с четкой периодичностью идет по всем каналам…
- У вас были потрясающие партнеры: Валентин Гафт, Николай Еременко, Олег Янковский… Как удавалось устоять и не влюбиться в них?
- Ну, если я была влюблена в кого-то другого, почему же должна влюбляться в них?
- А вы все время были влюблены?
- Практически да.
- А безответная любовь вам знакома? –
- Нет. У меня такого не было. Даже жаль, что не испытала… Хотя… у меня была несчастная любовь в 14 лет, она была ответная, но мальчик занимался спортом, а я мечтала стать актрисой. И наши пути трагически разошлись. Я страдала, но недолго (смеется).
- Знаю, что вы в детстве хотели стать доктором. А каким?
- Наверное, хирургом. Я в молодости очень много болела, лежала в больницах и все время присматривалась к соседям по палате, прислушивалась, что говорят врачи. Мне это всегда было интересно… У меня есть какое-то чутье, безошибочно ставлю моим друзьям правильные диагнозы. Они потом идут к врачам, те подтверждают им диагнозы, и они говорят: «Самохина – ты ведьма!»…
- Говорят, что ведьмы не рождаются просто так, а талант передается по наследству…
- Наверное, это от мамы, от бабушки. Но ведь так же и говорят, что любая женщина, если не ведьма, то полведьмочки в ней есть. Мы лучше ощущаем потусторонний мир. У женщин интуиция больше развита, мы сенсорней, чем мужчины.
- А вы как-то это в себе развиваете? Читаете изотерические книжки?
- Да, я много читаю, поскольку мне эта тема очень интересна. Вообще любая книга попадает к вам в руки не случайно, как и люди, встречающиеся на жизненном пути.
- Умеете предсказывать?
- Да много чего можно рассказать. Например, я сказала своей приятельнице, что ее дочь ждет ребенка. Она ахнула, позвонила дочери, и это подтвердилось.
- И свое будущее предсказать можете?
- Ой, нет, с собой сложнее. В принципе, я, наверное, и так знаю, что должно быть. Ведь человек планирует свою жизнь сам, хотя есть хорошая поговорка: «Не смешите бога своими планами». Но я знаю точно, чего я хочу, а это самое главное, потому что огромное количество людей не знает, чего они хотят… Вообще надо внимательней относиться к тому, что происходит с вами в жизни. На самом деле, практически все поддается анализу, и математика, нумерология – очень хорошие науки. Нужно уметь понять, разобраться, почему именно это сейчас происходит в вашей жизни, зачем это происходит. Самое главное не задавать вопрос: «За что?». Если вам это не нравится, меняйте ситуацию, если нравится, скажите спасибо. А еще очень важно обращать внимание на знаки, которые посылает вам судьба…
- А в казино вы любите играть?
- Давно не была. Последний раз я проиграла в автоматы и больше не хочу. Хотя я азартный человек.
- Одно из ваших увлечений – оружие. Или это тоже в прошлом?
- Да, разлюбила. Хотя раньше очень любила стрелять, да и просто держать в руках оружие.
- А сейчас что любите делать, когда появляется свободное время?
- Обожаю читать. Я читатель, а не зритель. Я себя гораздо лучше чувствую, когда не смотрю телевизор… Прочитала всю Людмилу Улицкую. Сейчас читаю Юрия Полякова. Это своего рода наркотик. Потому что в голове рисуются образы. Книга в отличие от кино дарит полет для фантазии. И мне жалко бедных детей, которые сейчас в большинстве своем сидят за компьютерными играми и не читают книги…
Еще я пишу два сценария. Это очень тяжкий труд. И на второй сценарий мне нужен соавтор, потому что чувствую, что не справляюсь…
Я не очень люблю заниматься домашним хозяйством. Готовлю по настроению. Совсем недавно я у своей приятельницы готовила, парила, жарила, и все удивлялись. А я говорила: «Ну, а как вы думали? Конечно, я все это умею. Иначе бы у меня не было ресторанов».
- Знаю, что вы в детстве очень любили играть в принцессу…
- А какая девочка не играет в детстве в принцессу? Красит губы, одевает мамины туфли.
- А о принце мечтали?
- На белом коне? Я не помню.
- А дочь настраивали на принца?
- Какой принц? Если вдруг он появится, сразу поймете, что это он. Но как поет Верка Сердючка: «Если даже вам немножко за тридцать, есть надежда выйти замуж за принца. А принцев мало и на всех не хватает».

Беседовала Татьяна Болотовская

Досье:
Самохина Анна Владленовна
Родилась 14 января 1963 года в Гурьевске Кемеровской области. В 1982 г. окончила актерское отделение Ярославского театрального училища. Работала в Ростовском ТЮЗе, в театре "Балтийский дом".

Фильмография:

Воры в законе (1988)
Узник замка Иф (1988)
Взбесившийся автобус (1990)
Царская охота (1990)
Идеальная пара (1992)
Рэкет (1992)

Волчицы (1993)
Страсти по Анжелике (1993)
Поезд до Brooklina (1994)
Русский транзит (1994)
Китайский сервиз (1998)
Улицы разбитых фонарей: Дама с собакой (1999)
Русский водевиль.Фильм 1-й "Заемные жены" (2000)