«От Питера до Москвы», июнь 2007 г.

Борис Хвошнянский: «Развлекая, поучай»

Досье
Борис Анатольевич Хвошнянский. 39 лет. Петербуржец. Профессия – драматический актер. Работал в театре «Время», Санкт-Петербургском «Театре-Буфф». Снимался в телесериалах Дмитрия Светозарова «Агент национальной безопасности», «По имени Барон», «Танцор». Сыграл участника заговора адмирала Дерибаса в костюмной кинодраме Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел». Участвовал в Новогоднем проекте НТВ и украинского канала «Интер» - мюзикле «Фигаро» по комедии Бомарше (роль Фигаро). С 2001 года - актер труппы театра «Смешной театрик» Бориса Уварова. Играет в антрепризном спектакле Андрея Житинкина «Ванна из лепестков роз» в Театральном Центре на Коломенской. Хобби – игра на бас-гитаре (в 90-х играл на бас-гитаре в составе петербургской группы «Пепси»).

В чувстве юмора Борису Анатольевичу не откажешь. Прост в общении, доброжелателен, вроде бы мягок и расслаблен и вдруг – мгновенная, чаще шутливая реакция на казалось бы незначительное твое замечание или реплику со стороны. Борис Хвошнянский из тех игроков, кто мячи не пропускает. Уж если задаете вопросы, извольте прибегнуть к точности формулировок. «Где вы сейчас?» - «Здесь, с вами разговариваю…» А вообще?

- Антреприза, эстрадный театр, кино. Играю в спектакле Театрального Центра на Коломенской «Ванна из лепестков роз». Ставил его модный московский режиссер Андрей Житинкин и, на мой взгляд, это достаточно интересная постановка из того, что сейчас предлагает питерская театральная жизнь. В спектакле много пластики и танцев, тем не менее, он не пустой, не комедия, там есть страсти и серьезная тема. Играй мы его чаще, он бы еще более окреп.
- ?..
- Надо учитывать, что это антрепризный спектакль. И Андрей Житинкин – очень своеобразный режиссер. Он увидел общую картину, у него появился замысел, и все: и люди, и предметы, - включены в действо как полноправные участники спектакля. Порой мне казалось, что он просто расставляет актеров, как реквизит. Да и времени на подготовку и репетиции было маловато. Мне, например, приходилось себе говорить: не копайся, Борис Анатольевич, не задавай лишних вопросов (хотя они совсем и не лишние), тебе говорят – делай, потом разберешься, и вопросы отпадут по ходу.
- Отпали?
- Честно говоря, не вполне. Но режиссер сделал свое дело и ушел. Теперь уже спектакль живет самостоятельной жизнью, и мы сами вносим какие-то изменения. Я считаю, в любом приличном продукте должно быть живое дыхание. В «Ванне» такое дыхание есть, по крайней мере, люди, которые видели постановку не один раз, отмечают положительную динамику.
- И надо сказать, что сам по себе спектакль красивый, играют красивые актеры, много танцев, приятно смотреть…
- (Смеется) Особенно приятно смотреть на красивых актеров. Ольга Кабо, Анна Терехова.. А уж Борис Хвошнянский… Нет слов!
- Если мы уж стали говорить о том, что «приятно смотреть», коснемся темы кино.
- Кино случается периодически. К сожалению, закончились «Опера. Хроники убойного отдела». Я там существовал порядка 1,5-2 года. 22 серии досняли, и эта эпопея закончилась. Для меня - к сожалению, а для артистов, которые там 10-12 лет, может, и к облегчению. В ближайшей перспективе у меня два телепроекта и одна полнометражная картина.
- А что вас связывает с эстрадой?
- Честно говоря, я никогда не являлся бешеным поклонником эстрады, но «Смешной театрик» - это нечто особенное. То, что мы делаем настолько интересно вкусно и привлекательно, что просто не могло не зацепить.
Издалека: существует отпочковавшаяся от «Театра-Буфф» творческая артель, как я это называю, «Смешной театрик». Эстрадный коллектив возник во многом благодаря «Лицедеям». Они предложили нам разделить площадку, реквизит, и в общем, все это было очень кстати. Мы сделали эстрадную программу, точнее, эстрадные программы.
Такое яркое лоскутное полотно, которое включает в себя все, что возможно в эстрадном жанре. При этом практически отсутствует «четвертая стена». Выглядит как кабаре: есть столики для гостей, есть сцена. И допускается в хорошем понимании интерактив. Корректный, вкусный, в рамках очень уважительного отношения к зрителю. И судя по реакции, зрителям это доставляет огромное удовольствие. Нечто близкое отчасти к «Комеди клаб», чтобы было понятно. И мне, кстати, очень нравится так работать: глаза в глаза.
- А со стороны зрителей не случается некорректных выпадов?
- Мы готовы к этому. Но опять же, если в репертуарном театре практически исключена возможность отреагировать на подобное поведение, то в нашем жанре мы можем вступить в полемику со зрителем и интеллигентно, в рамках ремесла и оправдывая название «Смешной театрик» «объяснить» ему, что, в данном случае, он не прав. Это можно сделать даже внутри номера: выскочить из образа, потом вскочить обратно. Жанр позволяет, если не приветствует. Мне очень по душе такое живое существование, импровизация, главное не допускать чрезмерности и грубости. Хотя, конечно, бывают случаи, когда очень хочется высказаться так, чтобы человек понял, что он совсем, ну совершенно, просто окончательно не прав. На самом деле, все действо подчинено классическому театральному канону: развлекая, поучай. Хотите убедиться, приходите на улицу Чайковского, 59 в «Чаплин-клуб». А вообще в Питере это единственное место, где работают по такому принципу.

Блиц от «ПМ»
- Какого человека вам хотелось бы сыграть?

- Я не смогу так сразу назвать имя… Попробую постепенно. Неординарного. Человека, который находится в неблагоприятной ситуации, то есть, у него есть что-то мешающее ему жить.
- Внутренний конфликт?
- Можно сказать и так.
- С кем себя ассоциируете, ощущаете внутренне родство?
- Ух ты.. Вот так сходу… Это скорее мимолетное ощущение, ты читаешь книгу, смотришь кинофильм, происходит какой-то перенос. Как бы примеряешь на себя чей-то костюм. Например, «Преследователь» Кортасара. Фигура Чарли Паркера, я понимаю, как бы я его сыграл. Свойство профессии – влезать в чужую шкуру, сравнивать, попадает ли в тебя персонаж, твое – не твое. Мог бы ты прожить в таких условиях, в таком контексте и как бы это сделал.
- Кто из ныне живущих вас восхищает?
- Из актеров Юрий Яковлев. Это great. Олег Табаков. Для него нет ничего невозможного… Кстати, после спектакля «Ванна из лепестков роз» познакомился с очень интересным человеком, чудесной женщиной Маргаритой Тереховой. Настолько солнечный человек, очень живой, с блестящими глазами, открытый и без этой принятой дурацкой дистанции в общении более опытного (профессионально) человека с менее опытным. Мы проговорили часа полтора: потрясающе широкий и очень мудрый человек. Редко встречаются такие люди, общение с ними для тебя как благодать и откровение.
Я иногда в голове прокручиваю весь этот разговор с Маргаритой Борисовной и всегда нахожу новые и важные для себя вещи. Есть над чем подумать.
- В чем вы превзошли себя?
- Прежде всего, в своей лени. Которой я позже родился и раньше которой, видимо, и помру. Я не знаю, что должно произойти, чтобы ее изжить… Если применительно к профессии, то очень должен зацепить материал или режиссер. А это так редко! Конечно, обычно я понимаю, чего от меня хочет режиссер, но не случается того самого духовного родства, хоть ты тресни. А функционером быть, исполнителем я не люблю. И считаю, что это просто смерть, когда ты превращаешься в исполнителя на сцене. Ты должен реально и глубоко понимать, что и зачем делаешь. А когда происходит несовпадение желаний: того, чего хотят от тебя на сцене и того, чего хочешь ты, - тогда не возникает и любви, которая должна присутствовать в работе.
Какие еще назвать «сокрушительные победы»? Я, наконец, заставил себя сдать экзамен на водительские права. Теперь вожу успешно, быстро и безаварийно. Для меня было невыносимо заставить себя в течение двух месяцев два-три раза в неделю ходить на занятия. Но мне хотелось стать «разрешенным», официальным водителем, я это сделал. Такой вот успех из анекдота: пустячок, а приятно. А из человеческих достижений, даже скорее, удач: слава тебе, господи, рядом со мной находится человек, которого я люблю. Характер мой, прямо скажем, не подарок, а меня терпят, да еще даже и любят. Считаю, что мне сказочно повезло.
- Чего вы боитесь больше всего?
- Я боюсь одинокой старости. Приходят такие мысли при взгляде на наших стариков питерских брошенных. Вообще, боюсь одиночества. При этом не могу сказать, что страшно люблю компанию и ни дня без общества не могу прожить. Скорее наоборот. Но мне обязательно нужно кому-нибудь рассказать, как здорово было, когда я был один. Ну, конечно, как всякий артист я боюсь оказаться невостребованным. Не дай бог дойти до мысли: «А, черт, забыли». Главное в таком случае - нельзя садиться и тосковать, еще хуже, начать пить. Наоборот, нужно находиться в форме и держать глаз острым, а уши открытыми. Смотреть, что вокруг происходит, что в театре. Ведь это ты сидишь, жизнь-то идет. И к следующему шагу, который обязательно случится, надо быть готовым.
- Что вы считаете самым большим несчастьем для человека?
- Потерю чувства юмора. Однозначно. Ты сразу становишься слепой и глухой. Слепой, глухой и очень важный.
- В своем несчастье…
- Это если понимаешь, что произошло.
- Есть какая-то недостижимая мечта?
- Обязательно. Недостижимая мечта, уж совсем недостижимая, кстати, даже никакой не Голливуд. Сыграть на бас-гитаре с такими музыкантами как Стюарт Копланд, Чик Кориа, ну и со Стингом, для комплекта. Мечта из разряда «Алиса в стране чудес». Или science fiction. То чего никогда не будет. Но это был бы… предел! У меня дома две бас-гитары. Раньше играл часто, теперь реже. Лет «дцать» назад был у нас такой коллектив, который сейчас уже скорее виртуальный, назывался он «So What» (по названию композиции Майлза Дэвиса). Записали мы некий альбом, из 11 вещей. Но это джаз, фанк. Продолжения все равно никакого не могло быть, ибо это не попса, разве что играли бы мы сейчас самое большее по клубам. Да и трудно делить театр с музыкой. Двум богам не служат.
Но если вдруг когда-нибудь, то обязательно, если будет время…
- Есть какие-то фразы в багаже, которые до сих пор обдумываются?
- Например, «всякое действие вызывает равное ему противодействие». В следующем контексте: «отнюдь не что посеешь, то пожнешь», а скорее, «инициатива наказуема». Но лучше другая. Вот одна интересная фраза, которую я однажды услышал от «дамы с собачкой». Мы случайно разговорились, и в итоге она мне сказала, что есть две категории людей, с которыми ни при каких обстоятельствах нельзя быть до конца откровенным: ближайший друг и заклятый враг. Потом у меня есть такая фраза, точнее цитата, с которой я иду по жизни: «Показывая все, что ты умеешь, ты, таким образом, демонстрируешь все, что ты не умеешь». Почти девиз для меня. Я человек темпераментный, а хочется себя контролировать. Тем более, в профессии. Повнимательнее к себе, повнимательнее к тем, кто вокруг. При таком подходе тебе обеспечен кратчайший путь к наилучшему результату. Без побочных телодвижений. Да и всегда лучше демонстрировать верхушку айсберга, чем весь айсберг. Не надо допускать в ком-то разочарованных вопросов типа: «И это все?!» Пусть будет наоборот. Надо вкладывать максимум содержания в какую-то емкую форму. То есть создавать ощущение глубины, бездонности, незаконченности.
- Интересная или забавная дорожная история с вас...
- Я возвращался из Кишинева в поезде и в качестве соседа попался мне один такой неразговорчивый старичок с особенными глазами. Где-то на середине пути поступила информация, что состав заминирован, и нас всех высадили на промежуточной станции. Это было похоже на эвакуацию. Шесть часов мы простояли в страхе и ожидании. Тогда и случилась ситуация, когда сосед-старичок заговорил. Стою я и ем яблоко. И тут он вдруг тихо подходит и спрашивает: «А вы знаете, что самое страшное в яблоке?» Я отвечаю: «Ну, наверное, червяк».. А он так покивал головой, поднял палец и говорит: «Полчервяка». Хорошая хохма! Я ему с благодарностью: «Спасибо, запомню и использую…».

Спектакли Театрального Центра на Коломенской «Ванна из лепестков роз»
вы можете увидеть:
в Санкт-Петербурге 4 июля и 16 августа на сцене Мюзик-Холла
в Москве 15 августа на сцене театра им. Вахтангова

Спектакль Театрального Центра на Коломенской "Пижама для шестерых"
вы можете увидеть:
в Москве 23 июля на сцене театра Эстрады


Елена Денизова.