«МК в Питере», 15 ноября 2006 года

АННА САМОХИНА: «Больше никаких замужеств!»

Анна Самохина снова свободна. И хороша как никогда. У актрисы наблюдается творческий подъем, на ее недавнюю театральную премьеру народ «ломился» два дня подряд. Дива советского кино вышла на сцену в ослепительной мини-юбке, на каблуках и с умопомрачительным макияжем. Она выглядела ровесницей своей дочери Саши, тоже занятой в проекте. Секрет такого «воскрешения» прост. Погоревав по не сложившемуся третьему браку, Анна ушла с головой в работу. А заняться ей есть чем: кино, театр, да еще два собственных ресторана. Так что на «плач Ярославны» времени практически не остается.

«Мужчина – инородное тело»

— «Падшая жена инженера Мамбретти» — спектакль о тех, кому за сорок. От главной героини гуляет муж, у нее кризис возраста. Вам знакомы такие проблемы?

— Знакомы. В нашей жизни эта ситуация типичная: мужчины имеют по две-три семьи «на стороне». Но «кризис возраста» у меня связан, в основном, с отсутствием работы, а не с личной жизнью. Отношения же с мужчинами прямо как психологом написаны. Три года, семь лет, пятнадцать лет, и... Даже смешно!
— С последним супругом Евгением вы как раз три года и прожили?
— На том и расстались. Официально. Я сейчас очень хочу находиться в состоянии свободы и покоя. Это единственное, что меня интересует. Никаких браков, замужеств, Боже упаси!
— Чем же вас так разочаровали мужчины?
— Не разочаровали. Просто со временем становится ясно, что жить вместе — огромный труд. Это какие-то пристройки, подстройки, поиск консенсуса, чтобы не скандалить. А поскольку я женщина самостоятельная, не хочу идти на компромисс… Так что не будем говорить о том, что бабы — дуры, а мужики козлы.
— Получается, дольше всех вы прожили со своим первым супругом, Александром Самохиным. Сейчас-то общаетесь?
— Да, и прекрасно! Все очень по-дружески, у нас настало полное взаимопонимание.
— У вас есть дочь Саша. Какие советы по поводу личной жизни, учитывая собственный опыт, даете?
— Я считаю, что быть открытой до конца ты имеешь право только с матерью. Мужчина, вторгающийся в твою жизнь, может оказаться инородным телом и чужим человеком. Откровенничать с ним нельзя. Как он себя поведет в случае вашего разрыва — неизвестно. Можно получить такие удары, которые и не снились.

«Мелькать в 200 сериях - самоубийство»

— Вы отказались от проекта на ТВ «Петя великолепный». Сценарий не вдохновил?

— Сценарии интересные у нас есть, но их мало. В основном же картины ориентированы на западную культуру, поверхностны. А хочется увидеть человеческую историю. Те фильмы, на которых я выросла. По поводу «Пети великолепного» считаю, мелькать в 200 сериях — самоубийство. Так «пахать» стоит, когда начинаешь (удачный пример — Анастасия Заворотнюк). А у меня уже есть имя, и нет финансовой и моральной необходимости в этом участвовать. Зато я прочитала сценарий картины «Голубка моя» и загорелась. Даст Бог, съемки начнутся в феврале. В «Голубке» я — вертлявая, пробивная подружка главной героини. Образ характерный.
— Где получаете актерское удовлетворение, пока нет съемок?
—Я полностью погрузилась в театр, и мне это очень нравится. В последнее время работаю с «Театральным центром на Коломенской», меня туда затащил актер Коля Добрынин. Спектакль «Влюбленный Мопассан» (сейчас он называется «Держи меня крепче, люби…») получился очень неплохим, сейчас вместе со мной в нем играет Андрей Носков. А продюсер центра Ирина Белякова меня просто поражает. У нее три спектакля, один выступает в Петрозаводске, другой в Москве, а третий в Хельсинки. Это говорит о том, что налажена система проката. Можно думать о шоу-бизнесе.
— Кстати, о нем. Вы нечасто мелькаете на ТВ в ток-шоу. Это намеренно? Или мало приглашают?
— Приглашают, приглашают. И «Частная жизнь», и «Без комплексов», и разные кулинарные шоу. Элементарно некогда. Гастроли все время, я ведь не живу в Москве!
— Новый проект «Падшая жена инженера Мамбретти» уже гастролирует по стране?
— Да, едем с ним в Сибирь. Спектакль дался мне очень тяжело. Для антрепризы он долго репетировался. Пять месяцев. Не сразу нашли финансирование. Режиссер Наталья Владимировна Леонова очень скрупулезно работает. Фраза и — «Стоп!», фраза и — «Стоп!». Это бенефисная, звездная роль. Вряд ли мне когда-нибудь так еще раз повезет.

«Организм мне отомстил»

— Было время, когда вы немного набрали вес…

— Да не немного, а очень даже много! Организм мне отомстил по полной программе за предыдущее исхудание. Вес был набран очень большой. Я нервничала по этому поводу, но считала, что смогу справиться с чем угодно.
— Как выходили из ситуации?
— Когда ситуация стала критической, я перестала есть. В итоге дошла до анорексии (это когда не можешь смотреть на пищу в целом). Могла вообще не есть, три-четыре дня. Да еще и спектакли играла. Советовалась с докторами, они сказали, что я прошла «по грани». Многих людей не могут вывести из такого состояния. И организм начинает полностью отторгать еду. Гибнут молодые девочки. Сороковой размер в Европе теперь официально запрещен.
— Зато результат — на лицо. Килограммов десять?
— Больше!
— После такой встряски тела нет желания лечь под нож пластического хирурга?
— Мне хотелось бы кое-что подкорректировать. Но в моем возрасте — бессмысленно. Основная жизнь пройдена и сыграна. Поэтому к хирургам я в ближайшее время не пойду. Я не скрываю, что когда-то сделала веки в петербургской клинике. А остальное (тьфу-тьфу) все свое. Ну а если уж буду очень страдать, глядя на свое лицо в зеркало, снова лягу в клинику. Это как сходить в маникюрный салон! Сейчас новый век, новое время, все хотят быть молодыми и красивыми.
— Вам не жалко своей шикарной копны волос, которую поменяли на короткую стрижку?
— Длинные волосы меня по факту раздражают. Челка в глаза, когда спишь, забираешь в резинку. Хлопот с ними много, а уже не хочется тратить время. Меня очень устраивает короткая стрижка. Быстро и удобно. Всю жизнь завидовала мужчинам. Проведут по волосам, выйдя из душа, раз — и прическа готова! В общем, я подстриглась из практических соображений. А от внутреннего состояния души пошел кардинально черный цвет волос. Мастер спрашивала: «А не будет ли это крайностью? Все-таки вам не 15 лет…». А я ей в ответ: «Нет, буду черная!».

«Наша Саша»

— Как вы относитесь к тому, что ваша дочь Саша тоже все время худеет?

— Я ей говорю: «Саша, ты нормальная, это мы все худые!». У нее нигде ничего не висит. Я ей посоветовала: если хочешь похудеть, не пользуйся такими варварскими средствами, как я. Я-то сажусь на кофе и сигареты, занимаюсь полным безобразием.
— Нравится ли вам то, что Саша играет в театре?
— Да, я считаю работу Миши Елисеева — спектакль «Флорентийская трагедия» — очень интересной. Там есть необъяснимая для меня стильность. В Саше я пока могу констатировать только наличие таланта. Будут хорошие роли — будет развиваться, расти. В последнее время дочка отказывается от кинопроб. А профессиональные советы у меня, конечно, спрашивает. Она даже показывает мне какие-то кусочки и материалы. Хотя я на 20 лет старше и не могу прочувствовать это так же, как молодая девушка. Я бы по-другому многое сыграла.
— А это была ваша инициатива - ввести дочку и в собственные спектакли?
— Честно говоря, и не помню. «Держи меня крепче, люби…» — там по сюжету мать и дочь. Так чего режиссеру долго думать: у Самохиной дочь актриса, нас и пригласили. Раньше Саша «зажималась», когда я видела ее репетиции. Сейчас, по-моему, наоборот испытывает удовольствие, если я наблюдаю за ней из-за кулис.
— Второе образование вы ей посоветовали получить для подстраховки?
— Говоря по правде, да. Жестокие развороты нашей профессии мне хорошо известны. Я пережила «замечательный» период в 10 лет длиной. И если бы тогда не увлеклась строительством ресторанов, если бы не встретила своего второго мужа Дмитрия, с которым был душевный альянс, не знаю, как бы это все перенесла. А мы выжили в трудные времена. Тогда еще даже банковской системы кредитов не существовало. Помогли друзья.

«Мой дом — моя крепость»

— Сколько вы сейчас тратите времени на свои рестораны?

— Трачу, в основном, на какие-то мероприятия и презентации. А еще захожу туда поесть. А раньше мы оттуда не вылезали с утра до вечера — вникали во все. Вообще ресторанный бизнес очень тяжелый, и во всем мире он не котируется. Кто делает систему из нескольких «точек», может рассчитывать, что один ресторан будет приносить прибыль за все пять. Лично я тоже не озолотилась. Я бы трансформировала один из своих ресторанов — новое «лицо» с другой кухней. Но пока руки до этого не доходят.
— Большое меню?
— Достаточно. Когда захожу к себе в ресторан, обычно беру оливье, салат из капусты, стейк или пельмешки по-домашнему. Люблю все простое.
— Насколько вы — ресторатор, а насколько — актриса?
— Если бы я полностью руководила этим бизнесом, то сказала бы: я профессионал-ресторатор. А я отвечаю за творческую сторону — побор музыкантов, атмосферу. Да, вторая профессия меня поддержала меня в какой-то момент и дала возможность жить достойно, не стесняясь стоптанных каблуков. Но второй профессией это не будет никогда.
— «Жить достойно» — это носить бриллианты?
— А в моем возрасте бижутерия уже не по рангу. (Смеется). Да мне не так много и надо. Считаю, что иметь дом в 200 квадратных метров только для «себя, любимой» глупо. Кто-то любит роскошь, но я хочу иметь уют без безумных отделок и позолоченных ручек. А вот машины я люблю только марки «Мерседес» и не признаю другие как класс. Автомобиль должен быть комфортным, потому что проводишь в нем много времени.
— Как предпочитаете отдыхать? Должно быть, уже на всех курортах мира побывали?
— Нет, выбор еще остался Но сейчас курорты очень похожи один на другой. Мне милее Псков, Новгород, Ярославль. Недавно была в монастыре в Пскове. Это нечто! Такое зрелище в трех часах езды от дома! Для меня отдых — не курорты, а погулять в тишине на природе, почитать. Я не люблю развлечения. У меня другой досуг. Сейчас вот хочу выстроить дом по собственному проекту.
— Чтобы там с друзьями собираться?
— Собираться можно как раз и в ресторане. А дома нужно отдыхать! Это закрытое место.

Беседовала Наталья Черных,
Фото из архива Театрального центра на Коломенской.