«Смена», 15 марта 2007 год

Анна Терехова: «С братом трудно играть любовь»

Быть дочерью известной актрисы приятно, но очень трудно. Особенно, когда ты сама играешь на сцене и носишь фамилию матери. Каждый поневоле начинает сравнивать, а, случается, и обидно шептать: «Ее мама пристроила!». Анна Терехова сумела доказать свое право на громкую фамилию. Сейчас она актриса Московского театра Луны, и на спектакли с ее участием публика приходит специально, чтобы посмотреть на игру Анны Тереховой, а не просто «глянуть на дочь Миледи».
В Петербурге у Тереховой-младшей своя история. Нашим театралам Анна знакома по спектаклю «Ванна из лепестков роз». В абсолютно свежем проекте Театрального центра на Коломенской она исполняет главную роль. И еще, совсем недавно по телевизору показали новую версию чеховской «Чайки». Анна Терехова в этом фильме – Нина Заречная, ее брат Саша – Константин Треплев, а мать семейства - Маргарита Терехова - не просто сыграла чеховскую Аркадину, а еще выступила в роли сценариста и режиссера-постановщика.

С братом сложно играть любовь

- Анна, ваша мама Маргарита Терехова сразу предложила вам заглавную роль или, скажем так, были варианты?
- Участие в «Чайке» брата Саши изначально было безоговорочным. Меня же мама сначала хотела попробовать. И, попробовав, поняла, что я подхожу на роль.
- Ее смущала семейственность?
- Сейчас многие говорят, про семейственность в кино. Но для меня это совершенно нормально. Во всем мире режиссеры снимают своих родных. В любой профессии есть династии, преемственность поколений. Но почему-то именно про актеров в этом плане говорят с осуждением, подозрением каким-то. Наверное, потому, что актеры всегда на виду.
- Но у вас-то все получилось. Семья результатом довольна?
- Я бы сказала: все сошлось. Особенно у мамы с братом. Они, действительно, мать и сын. Получилось, то, что нужно, как у Чехова написано. Нам с братом было сложнее, потому что требовалось сыграть любовь. Но это такая крошечная сцена! Куда важнее любовь моей героини к Тригорину.
- А с мамой-режиссером работать трудно?
- Я думала, будет сложнее. Родной человек, он настолько близок, что каждый нюанс отношений очень сильно чувствуешь. Особенно, если это профессиональные отношения. Все настолько оголено и сконцентрировано, а мама такой эмоциональный человек…
- Её многое не устраивало на съемках?
- Нет, что вы. Она так деликатна была, и если дела замечания, то все было твердо, но в очень лояльной форме. Мама - профессионал и так много знает про Чехова, Я это поставила на первый план, мне нужно было, чтобы мама как можно больше мне дала. И как режиссер, и как актриса. Я сосредоточилась на этом, и все понимала мгновенно. Саше было труднее. Вообще, отношения матери и сына сложнее, чем отношения матери и дочери.

Актрисой быть не хотела
- Поступать в театральный вам мама посоветовала? Или это был ваш личный выбор, может быть, вопреки ее желанию?
- В детстве я не знала, буду ли актрисой. Потом все изменилось, видимо, сказалась наследственность, та атмосфера, которая была вокруг меня. Моя бабушка тоже актриса, и дедушка актер - Борис Иванович Терехов. И папа мой - болгарский актер Савa Хашимов. Когда пришла пора выбирать, решение поступать в театральный показалось самым логичным. Сложнее было понять, как я буду в этой профессии. Есть ли у меня талант, унаследовали ли я его?
- Но вы же у Виктюка чуть ли не с десяти лет играли?
- Да, и когда я маленькая снялась у него в телеспектакле, Роман Григорьевич сказал маме: «У неё есть своё мощное дарование».
- А, правда, что к поступлению в ГИТИС вас тоже Виктюк готовил? Не каждому выпадает такая честь.
- С мамой я в тот момент не смогла бы заниматься. А Роман Григорьевич был нам очень близок. Мама с ним много работала, на телевидении это были «Игроки», «Манон Леско», в театре – «Царская охота». У мамы там был замечательный дуэт с Леонидом Марковым. Спектакль шел двадцать лет и делался только лучше….
Я ездила к Роману Григорьевичу со своими отрывками. И Виктюк в перерывах между своими репетициями меня слушал. Тогда он еще был у истоков своей славы и репетировал по каким-то маленьким ДК.
- А что вы ему читали, помните?
- Очень хорошо помню. Я читала Достоевского «Бедные люди», письмо - это у меня была проза. Потом сказку фольклорную вместо басни. Она очень смешная была, приемная комиссия валялась от хохота. И стихотворение «Скажи, как меня ты любишь». Какого-то польского автора. Роман Григорьевич мне его посоветовал, принес и сказал: «Читай!».

О ролях не жалею
- Анна, как вы реагируете, когда вас сравнивают с матерью?
- Я давно поняла: сравнение с мамой это пожизненно и неизбежно. От этого не деться никуда. Поэтому спокойно реагирую. У меня есть свой путь, абсолютно свое направление, больше связанное с пластикой, театром. Да, в кино мама сделала больше. Недавно я смотрела ее творческую биографию. У нее в моем возрасте такой список! Потрясающие фильмы, которые смотрят до сих пор.
- А у вас?
- Я не открещиваюсь ни от одной своей роли. Но по-настоящему главная работа в кино у меня сейчас только одна – Нина Заречная в «Чайке», за что маме низкий поклон.
- К сериалам, наверное, плохо относитесь?
- Почему? Я снималась в сериалах, может быть, не так много, два или три раза. И последний мой сериал, я считаю, вполне достойная работа. Это продолжение «Дворцовых переворотов», называется «Виват, Анна Иоанновна!». Не скажу, что у меня там очень большая роль - я играю фрейлину Регину. Императрица - Инна Михайловна Чурикова, а работать с ней, уже немало.
- Где-то слышала, что вам предлагали роль в «Моей прекрасной няне». Не жалеете, что не сложилось? Заворотнюк суперзвездой стала. Да и остальные актеры получили известность.
- Нет, не жалею. Роль Жанны Аркадьевны, которую мне предлагали, прекрасно сыграла Ольга Прокофьева. По-моему, стопроцентное попадание. Я почему-то всегда уверена: если что-то не получилось, значит, это было не мое. Честно, не помню таких случаев, чтобы я потом смотрела и переживала, что меня не взяли или я отказалась.
- А случалось, чтобы какая-то роль повлияла на вашу судьбу. Вы верите в эту театрально-киношную мистику, чтоб сыграла и бах – в жизни то же самое?
- Почти все роли связаны с моей личной судьбой. Но несколько в другом смысле. Не так буквально. Одна из любимых моих ролей в Театре Луны – Таис в спектакле «Таис Сияющая». Когда Проханов мне ее предложил, все очень тяжело складывалось. У меня была операция, потом мы долго не могли найти режиссера по пластике. И в личной жизни у меня все поменялось круто. Но в итоге, спектакль все-таки вышел. Мы его играем уже восемь лет, и зрители его обожают. Видно, все эти трудности, преодоления дали ему какую-то силу.
- А на «Ванну из лепестков роз» вы почему согласились? Все-таки не Москва – Питер, на спектакли и репетиции ездить тяжело, неудобно.
- В спектакле моя героиня танцует фламенко. А я обожаю фламенко! И вообще двигаться люблю - это гены. Моя мама прекрасно танцует, а бабушка была преподавателем танцев. Кстати, в Петербург моя бабушка возила меня каждый год – посмотреть на белые ночи. И потом, мне понравились люди. Понравилась атмосфера в Театральном центре на Коломенской, где был поставлен этот спектакль.

С детства на лошадях
- В «Чайке» вы весьма уверенно скачете на лошади. Долго тренироваться пришлось?
- Ездить на лошадях я с детства умею. Это с маминых «Трех мушкетеров» началось. Тогда на съемках всех заставляли тренироваться. Мама меня привела на ипподром, я увидела, что там происходит – все. Тут же записалась в секцию, потом даже конюхом работала немного, чистила денники, так мне все это нравилось.
- А сейчас?
- Сейчас я не занимаюсь конным спортом профессионально – просто нет времени. Но если у меня появляется какая-то возможность, я ее обязательно использую. И в кино тоже.
- А на скачки ходите? В Москве это модно.
- Если зовут, то хожу. Мне кажется, это так красиво, романтично. Еще с тех времен, когда дамы приходили в шляпках, а кавалеры в нарядных костюмах. И все было очень торжественно. Конный спорт, он вообще какой-то возвышенный, из разряда тенниса, бильярда, гольфа. Я гольфом одно время увлеклась, но дальше тренировок у меня не пошло. Это достаточно сложный вид спорта, им надо увлечься. А у меня опять-таки нет времени…

Анна Кукушкина