«От Питера до Москвы», 2005 г.

Homo Ludens - человек играющий

О театре и не только рассказывают петербургские артисты Сергей Мигицко и Александр Блок после премьерного показа пьесы Марка Камолетти «Пижама для шестерых» Актер - это профессия или судьба?
Александр Блок: Возможно, профессия, ставшая судьбой. Если этого не случилось, значит… не судьба. Жизнь все расставляет на свои места, если что-то не получается, хотя для этого делаешь все возможное, значит – не твое. Нужно прислушиваться к себе, доверять своей интуиции. Мне кажется, что интуиция – это способность человека угадать судьбу. В моей жизни, которую я условно делю на две части – жизнь в Крыму и в Ленинграде – Петербурге, было два главных человека. Отец, Иван Пантелеевич Блок, сформировавший меня как личность, и учитель, Зиновий Яковлевич Корогодский, за встречу с которым я благодарен судьбе.
И все же с Театром юного зрителя Вы расстались…
Александр Блок: Это был не театр, это было «государство ТЮЗ» со своими законами, устоями, и табу. Корогодский запрещал артистам сниматься в кино, да, на него и времени не хватало: моя средняя нагрузка в месяц была 25 спектаклей. Примерно в том же количестве спектаклей я стал играть и у Игоря Петровича Владимирова, но здесь такого давления не было, хотя по-прежнему личная жизнь была подчинена «жизни в искусстве». Наверно, это – аксиома актерской профессии. Разница в том, делаешь ли ты это добровольно или по принуждению. Был период, когда «служа Мельпомене» в Театре им. Ленсовета, я был занят в постановках еще четырех различных театров. График работы был очень плотным, но я все успевал, даже в единственный выходной играл в футбол, кстати, вместе с Мигицко.
Сейчас помимо государственных театров существуют частные. Антреприза – благо или бич актерской профессии?
Сергей Мигицко: Антреприза антрепризе – рознь. Как и все в жизни, она бывает хорошей и плохой. В плохих антрепризах я не играю, а хорошая - всегда привлекает возможностью встречи с новыми людьми, новыми партнерами, ведь артисту важно не стоять на месте, двигаться вперед, быть творчески востребованным…
И финансово независимым. Ведь, как сказал А.С. Пушкин: «Без денег и свободы нет»
Сергей Мигицко: Хорошо бы найти некое существование над бытом, как бы абстрагироваться от всего того, что мешает сосредоточиться на профессии. Артист должен думать только о сцене. Вот сцена, а вот – зал, все остальное не должно его касаться. В моем понимании, государственный театр – часть государства, часть России, и она должна его холить, лелеять, платить ему деньги. К сожалению, этого не происходит, но к счастью появились настоящие антрепренеры, любящие театр и артистов. Например, пьесу Камолетти в «Театральном центре на Коломенской» мы репетировали полтора года, такого никакая «халтурная» антреприза себе позволить не может.
Александр Блок: Да, две-три недели, максимум месяц-полтора. К тому же, в настоящей антрепризе при достаточном финансировании всегда собирается хорошая артистическая команда. Это как в футболе, есть деньги – можно пополнить «Зенит» или «Челси» легионерами.
Сергей Мигицко: Правда, здесь существуют свои «подводные камни»: приходится долго притираться друг к другу. Если опять следовать «футбольной» терминологии, то антрепризу можно рассматривать как сборную страны, где все игроки из разных клубов, а играть надо как одна команда. Поэтому премьера спектакля – настоящее испытание на прочность всех. Но антреприза – прекрасный способ проверить свою подготовку, свою принадлежность к профессии. Я за нее.
От себя добавлю: команда «Пижамы» первый матч выиграла. Наверно, прав классик, утверждавший, что «после изгнания из рая человек живет, играя». Просто у некоторых это получается немного лучше…

Беседовала Татьяна Воронцова

ДОСЬЕ:

Народный артист России Сергей Григорьевич Мигицко родился в Одессе 23 апреля 1953 года. В 1975 г. после окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (курс народного артиста СССР, профессора И. П. Владимирова) и службы в армии пришел в Театр им. Ленсовета. За 30 лет работы на прославленной сцене им было сыграно множество ролей, среди которых Атаманша («Снежная королева»), Мечеткин («Прошлым летом в Чулимске»), Джонатан Пичем («Трехгрошовая опера»), Шариков «Собачье сердце»), Великатов («Таланты и поклонники»), Лунардо («Самодуры»), Воглер («Лицо»), Ричард («Любовник»), Фредерик Леметр (Фредерик или бульвар преступлений»). Среди известных работ в кино - Орест («Прекрасная Елена»), Хлестаков («Инкогнито из Петербурга»), Бобен («Соломенная шляпка»), Кравцов («Дорогое удовольствие»), Казимир-Виктор («Мой муж – инопланетянин»), Шетарди («Виват, гардемарины»), а телезрителям запомнилась его колоритная внешность в популярных сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Ниро Вульф и Арчи Гудвин», В 1991 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный артист России», а в 1998 – «Народный артист России». В 2000 году Сергей Мигицко стал лауреатом премии им. Владислава Стржельчика.

Заслуженный артист России Александр Иванович Блок родился в Крыму 13 июня 1955 года. Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (курс Народного артиста России, профессора З.Я. Корогодского) закончил в 1979 году.
Несколько сезонов проработал в ТЮЗе им. А.А. Брянцева, затем по приглашению Игоря Владимирова в 1985 г. перешел в «поющий» Театр им. Ленсовета, где его драматический и музыкальный дар был наиболее востребован. Зрителям запомнился его Левша в одноименном спектакле, Трубадур в знаменитом мюзикле «Трубадур и его друзья», Атаманша («Снежная королева»), Гофмаршал («Коварство и любовь»), Клаварош («Подсвечник»), граф Риккардо («Самодуры»), Марио «Любовь до гроба», Стэнли Ковальский («Трамвай «Желание»), Тома Диафуарус «Мнимый больной», Джеймс Босуэл «Ваша сестра и пленница», Маслобоев «Владимирская площадь». Среди наиболее известных работ в кино – Парис («Прекрасная Елена»), Денис («Коррупция»), Лопарев («Хмель»), Платон Зубов («Сны о России»), Андрей («Русская невеста»), Дмитрий Каракозов («Роман с императором»), Степан («Плоды просвещения»), Леон («Эмма Бовари»). Снимался в популярных телесериалах: «Бандитский Петербург», «Убойная сила», «Агентство НЛС», «Налог на убийство», «Женская логика». В 2003 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист России».